Педагогические чтения, одно из наиболее значимых событий в системе образования Шалинского муниципального округа. Как форма обмена опытом работы педагогические чтения являются традиционными, но, по нашему мнению, именно они дают импульс к инновационной деятельности педагогов общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. На наш взгляд их следует рассматривать как организационную модель управления развитием инновационных проектов в условиях реализации требований новых образовательных стандартов.
В педагогических чтениях можно выделить составляющие, которые обеспечивают их жизнестойкость и эффективность:
-демократичность чтений, которая позволяет варьировать работу секций, круглых и проблемных столов, проведение мастер-классов;
- продуманная тематика, отвечающая на актуальные вопросы обеспечения требуемого результата обучения;
- наиболее полное представление опыта работы по данной тематике.
В Шалинском муниципальном округе 28 марта 2025 года состоялись педагогические чтения «Единство образовательного пространства: вызовы, решения, направления развития», на которых были обозначены достижения и направления развития системы образования Шалинского муниципального округа, оценены риски и намечена стратегия развития образовательных учреждений в условиях введения обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования.
Принципиальное отличие педагогических чтений этого года в том, что от теоретических рассуждений и предположений педагоги перешли к представлению практического опыта, анализу итогов обучения по новым образовательным стандартам, обоснованным перспективам развития образовательного учреждения.
В педагогических чтениях приняли участие 113 педагогических работников организаций общего, дошкольного и дополнительного образования, география участников: Шамары, Роща, Гора, Платоново, Сарга, Сабик, Сылва, Илим, Чусовое, Колпаковка, Шаля.
В ходе пленарной части был представлен практический опыт:
- Наставничество как способ организации взаимных профессиональных связей, влияющих на повышение качества образования (Кузнецова Ирина Викторовна и Соколова Юлия Валерьевна, учителя начальных классов Шалинской школы № 45);
- Система оценки качества образовательных результатов в образовательном учреждении (Олюнина Татьяна Викторовна, заместитель директора по УВР Шалинской школы № 90);
- Возможности центра образования «Точка роста» в повышении качества образования (Тимина Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования Шалинской школы № 90).
В работе 6 секций были представлены наиболее эффективные практики по актуальным направлениям развития образования:
- Формирование функциональной грамотности обучающихся - залог высоких результатов обучающихся.
Наиболее яркими были выступления Вершининой Марины Ивановны, учителя физики Шалинской школы № 90 (Формы и приемы развития естественно-научной грамотности на уроках физики);
Мясниковой Натальи Александровны, учителя Рощинской школы (Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка).
- Воспитание - главный фактор, влияющий на дальнейшее развитие личности.
Экспертами и слушателями отмечены выступления:
Сафоновой Натальи Гериковны, учителя русского языка и литературы Илимской школы (Воспитательный потенциал краеведческого материала при подготовке к устному собеседованию в 9 классе);
Попковой Елены Владимировны, учителя истории и обществознания Горной школы (Использование воспитательного потенциала уроков истории и обществознания в воспитании и социализации личности);
Рогозинниковой Марии Сергеевны, педагога организатора Дома детского творчества (Проект «Хранители истории» как современный инструмент военно-петриотического воспитания подрастающего поколения).
- Цифровизация образования – новые условия, новые возможности.
Отмечен опыт, представленный Дубовцевой Еленой Александровной, учителем географии Колпаковской школы (Использование возможностей платформы Telegram в подготовке обучающихся к ГИА);
Хвостовой Алены Сергеевны, учителя начальных классов Шалинской школы № 45 (Диафильм как средство повышения читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения)
- Четвертая секция объединила в себе такие направления, как «Единое образовательное пространство – основа сохранения и укрепления образовательного суверенитета страны», «Равноправные и равные возможности для всех - принцип обучения и социализации детей с ОВЗ»
Участники и эксперты отмечают практическую значимость представленного опыта работы Шешениной Юлии Викторовны, директора Шалинской школы № 45 (Формирующее оценивание - шаг к самостоятельности обучающихся);
Липиной Мари Павловны, педагога психолога Шамарской школы № 26 (Раннее выявление особенностей интеллектуального развития детей и их сопровождение в образовательном процессе).
- Воспитатель детского сада – проектировщик будущего.
В рамках данной секции эксперты высоко оценили все представленные материалы, отметили практическую значимость презентованного опыта:
Коньковой Анастасии Григорьевны, воспитателя Вогульского детского сада (Календарь обратного отчета как средство патриотического воспитания);
Кузнецовой Дарьи Павловны, воспитателя детского сада № 3 пгт. Шаля (Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями (законными представителями);
Быковой Анны Евгеньевны, воспитателя детского сада № 3 пгт. Шаля (Тематический бизиборд как средство познания окружающего мира);
Дудиной Марины Яковлевны, воспитателя детского сада № 3 пгт. Шаля (Мнемотехника и кроссенс как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста).
- Мастер-класс как одна из эффективных форм повышения профессионального мастерства педагогов.
В рамках данной секции проведено 4 мастер-класса, где педагоги гармонично сочетали научную теорию и практическую деятельность:
- по использованию блиц-игр как средства развития читательской грамотности: быстро, увлекательно, эффективно (Максунова Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы Шалинской школы № 45);
- по формированию естественно-научной грамотности у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности (Новосельская Мария Васильевна, учитель начальных классов Шалинской школы № 90);
- по формированию глобальных компетенций на уроках английского языка (Матвеева Анна Анатольевна,учитель английского языка Шамарской школы № 26);
- по использованию приема «Инфографика» для развития функциональной грамотности, на примере предмета математика (Холдеенко Олга Петровна, учитель математики Илимской ООШ).
При подведении итогов педагогических чтений были названы адреса эффективных практик в образовательных учреждениях Шалинского муниципального округа, выработаны предложения и рекомендации подготовки к педагогическим чтениям в 2026 году.
Таким образом, педагогические чтения являются действенной формой трансляции эффективных педагогических практик, позволяют большому количеству педагогов обменяться опытом работы, получить ответы на нерешенные проблемы и выстроить стратегию собственного профессионального развития.
|